Дошкольное отделение МБОУ "С(К)ОШ №11 г.Челябинска"
Главное меню
Огород. Овощи.
Рекомендации родителям по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Старшая группа.
Тема: «Огород. Овощи»

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. Расспросить ребенка, где растут овощи.

4. Упражнение "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.
В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет ... (огурцов) На грядке нет ни одного ... (огурца)
Собрали кабачки. На грядке нет ни одного ... На грядке нет ...
Собрали помидоры. На грядке нет ... Не осталось на грядке ни одного ...
Собрали морковь. На грядке нет ...
Собрали фасоль. На грядке нет ...

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.
Изменить глаголы, отвечая на вопросы.
Что делал?
Сажает - ... (сажал)
Копает - ...
Поливает - ...
Растет - ...
Зреет - ...
Что делает?
Сажал - ... (сажает)
Копал - ...
Поливал - ...
Рос - ...
Зрел - ...
 

6. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

7. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...
Помидор (какой?) - ...
Огурец (какой?) - ...
И так далее.

8. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.
1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Помидор – помидорчик;
Репа – репка;

11. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови.

12. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
Огурец - огурцы.
Помидор - помидоры.
Репа - репы.

13. Упражнение " Какой сок?" (учимся образовывать относительные прилагательные).
сок из огурца – огуречный;
сок из капусты –…
сок из моркови –…
сок из лука –…
сок из томата* –…

14. Упражнение "Какие овощи?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные.
А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные.
Если овощи потушить, то они будут ...
Если морковь парить, то морковь будет ...
Если огурцы посолить, то они будут ...

15. Развитие связной устной речи.
а) Составление предложений из слов.
Помидор, лежать, куст, под.____________________________________________
Картошка, расти, огород, в. ____________________________________________
б) Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Морковь оранжевая, а огурец - зеленый.
Лук горький, а репа - ...

16. Познакомить детей с многозначными словами.
Объяснить, что слово "лук" имеет два значения.

17. Развитие логического мышления.
Отгадать загадки.
  • Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?
    (огурец)
  • Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи.
    (капуста)
  • Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
    А рубашка зелена, весь день на солнышке она.
    (редис)
18. Развитие слухового внимания.
 
Послушать стихотворение и ответить на вопрос - "Из чего хозяйка варила суп?"
 
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)


Послушать стихотворение и ответить на вопрос – «Что растет на нашей грядке?»

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)


19.Развитие мелкой моторики.

У Лариски две редиски,
У Алешки - две картошки,
У Сережки-орванца - два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение*.

Помидор.
В огороде помидор
Взгромоздился на забор.
Притворяется негодник,
Будто сам он - огородник!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя репа:
- Это глупо и нелепо!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя огурец:
- Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился, наконец,
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину!
(Я. Бжехва)

Популярные темы

22.10.2020, 20:15
Запоминай-ка ОВОЩИ!
20.10.2020, 09:16
Буквы Е, Ё
20.10.2020, 10:27
Водный и воздушный транспорт. Виды транспорта. Профессии
20.10.2020, 09:16
Лес. Грибы и лесные ягоды
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar