Дошкольное отделение МБОУ "С(К)ОШ №11 г.Челябинска"
Главное меню
Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0
Современное общество предъявляет новые требования к развитию детей. Задача родителей и педагогов дошкольных учреждений так воспитывать своих детей, чтобы они обладали высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.

Для детей с нарушениями речи мы предлагаем использовать приёмы ТРИЗ в развитии речи детей.

1. Многозначное использование одного и того же предмета.

Игра «Фантазеры»
Предложите ребенку выбрать один предмет, стоящий в вашей комнате. Спросите его, как мы его используем. Затем предложите ребенку свой не стандартный способ применения этого предмета, затем предложите это сделать своему ребенку. Чтобы было интересно, попробуйте применить вариант ребенка на практике.
Например: как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
Старайтесь, чтобы ребенок использовал полные, развернутые предложения.
 

2.  Научить ребенка выявлению противоречий (умение видеть в объекте, явлении, что в нем хорошо, а что плохо, что вредно, что мешает, а что-то нужно).

Игра «Хорошо-плохо»
Предложите ребенку предмет. Расскажите ему о положительных качествах этого объекта, а затем о негативных его сторонах. После Вас ребенок может попробовать сам, по аналогии с вашим рассказом, рассказать о своем предмете. Выберите легкие предметы, например конфета или лимон. После того как ребенок научится выделять хорошее – плохое в предметах, попробуйте использовать для рассказов явления (ветер, дождь и т.д.).

3.  Создание проблемной ситуации (противоречия). Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Ребенок выдвигает разные версии, совместно с ним приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др. Эти игры очень хороши в бытовых ситуациях. В них можно играть на прогулке, когда мама готовит на кухне, в выходные за уборкой квартиры.

Примеры проблемных ситуаций:
  • Как остаться сухим, гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.
  • Как скатиться с горки, если нет ледянки или санок?
  • Как съесть ужин, если нет вилки
  • Что получиться, если соединить кошку и вазу (можно нарисовать ответ на листе бумаги)
  • Реши задачу: Кофта + барашек =? (принимается любой вариант)
4. Прием аналогий.
  • Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Например, предлагаю взять образ цветочка на клумбе, который забыли полить. Необходимо рассказать, о чем он думает в данной ситуации.
  • Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний.
Игра «Добавь словечко»
Предлагаем ребенку ответить на вопросы:
 Яркое, теплое (Что) – солнце
 Снег, мороженое (Что делают) – тают
 Звенит, бежит (Что) — ручей
  • Перенос признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. К определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Игра «Цепочка слов»
Спрашиваем ребенка: - Трава какая? – Зеленая, мягкая? А что еще бывает мягкое? – Подушка. А подушка еще какая? – Прямоугольная и т. д.
(Варианты вопросов: Конфета какая? – сладкая – Что еще сладкое?  - Сахар – Какой еще сахар? - и т.д.)

5.  Придумывание новых сказок с помощью специальных методов.

«Сказка наизнанку»
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Можно поменять характеры героев. Например: Красная шапочка злая, а волк – добрый.
  • «Перевирание сказки». Например: жил был поросёнок Наф-Наф. (Дети: не один поросёнок? а три). Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича (не они, а их брат Наф-Наф) и т. д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
  • Сказку по заданному началу. Например, в преддверии Нового года, предложили детям придумать сказку про Деда Мороза по заданному началу: «Наступил Новый год. Дед Мороз выехал из дома и поехал развозить детям новогодние подарки и вдруг…. Как вы думаете, что могло случиться?» Дети придумывали свои варианты приключений Деда Мороза. Вариант сказки про Деда Мороза был записан, оформлен детскими иллюстрациями. Получилась книжка.
Сказки, сочиненные детьми, записываем или оформляем самодельные книги. Дети очень любят, когда мы эти сказки время от времени им перечитываем.

Необходимо помнить, что в этих играх не бывает неправильного ответа, не стоит поправлять ребенка или говорить, что его мнение не правильное. Так как использование этих игр способствует:
  • активизации познавательной деятельности детей;
  • созданию мотивационных установок на проявление творчества;
  • обогащение словарного запаса, словами с переносным значением, синонимами и антонимами;
  • возможности использовать разные части речи (глаголы, прилагательные, местоимения и т.д.);
  • формированию осознанного умения согласовывать слова в предложении (прилагательные с существительными и т.д.), развитию связной речи;
  • развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности (умению быстро анализировать и обобщать).
Никулкина Г.Ю., учитель-логопед
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar