Дошкольное отделение МБОУ "С(К)ОШ №11 г.Челябинска"
Главное меню
Формы и приемы закаливания (продолжение)
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0

Закаливающие воздушные ванны для тела

Способы закаливания

  1. Дети ежедневно в любое время года 15—20 мин. играют (в одних плавках) в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».
  2. Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребенком.
  3. Растирание раздетого ребенка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием.
  4. Игра «Я — массажист»: дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» контуры железнодорожного   пути   и приговаривая: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд».
  5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 10 мин. быстро побегать (Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенок растирается сухим полотенцем. При этом фиксируется эмоциональное состояние ребенка.
Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку. Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу ребенка (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до копчика; затем снизу вверх вдоль позвоночника от копчика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т.д.).  

Контрастные ванночки для рук и ног

 Способы закаливания:
  1. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (температура 36° С) 7—8 сек. Затем он переходит на 3—4 сек. в ванночку с прохладной водой (температура S °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и желается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребенком или воспитателем. В массаж стоп входят растирание, пощипывание и похлопывание с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным».
  2. Постепенно температура холодной воды понижается.
  3. В группу в маленьком ведре вносится снег (зимой) или охлажденная вода летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются теплой водой и протираются сухим полотенцем.
  4. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом. Первую неделю растирание проводится воспитателем. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стопы.
Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения детей за тем, как гам воспитатель проводит закаливающие процедуры: ходит по снегу, растирает свои ноги или обливается холодной водой.
  

Закаливание носоглотки

Полоскание рта и горла. Игра «Волшебный напиток»

Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:
Я хороший, добрый ребенок.
Всем детям в группе я желаю здоровья.
Пусть все будут добрыми и красивыми,
Милыми и счастливыми.

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — какие подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляют:
Водичка вкусная и приятная.
Я никогда не буду болеть.
Я здоров.
Дети полощут рот, промывая водой всю полость. После этого со звуком «а….а…а», подняв голову, полощут рот.

Контрастное закаливание. Воздушные процедуры

Укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях — первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которого — снизить заболеваемость детей.

Для закаливания дети должны быть одеты в двуслойную одежду: хлопчато-бумажное белье (майка, трусы), фланелевое платье или рубашку, на ногах — тапочки, колготки (носки, гольфы). По мере закаливания (постепенно) можно перейти на однослойную одежду.

Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки продолжительностью 4—5 часов в день, включающие подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Выходить на прогулку стоит в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя.

Детям до трех лет нельзя гулять при температуре ниже — 15°С. Дети по старше могут гулять при температуре до — 20 °С.
Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересно для детей.

Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множеств терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении воз можно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в вид кашля, насморка, чихания и т.д. Практика показывает, что любы воздействия воздуха пониженной температуры оказывают полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшая физическую терморегуляцию.

Этому же содействуют и такие режимные моменты, как переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.

К нетрадиционным методам относится контрастное воздушное закаливание в пульсирующем режиме. Его методика весьма проста и требует минимальных организационно-технических затрат. Закаливающая зарядка проводится после ночного или дневного сна и продолжается 12—15 минут, в течение которых дети перемещаются из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным сопровождением.
 
Зарядка после дневного сна проводится следующим образом.
  • В спальном помещении к концу сна температура воздуха снижают и поддерживают в пределах +13 °С.
  • В 15   часов дети   просыпаются от звуков музыки и, еще лежа в постели, в течение 2—3 минут выполняют 3—4 физических   упражнения.   Например, имитируют ходьбу, подтягивая на выдохе ноги к груди (поочередно правую- левую) и выпрямляя их, делают руками и ногами перекрестные и параллельные движения, покачивают согнутыми в коленях ногами вправо и влево с противоположным движением рук,  а  также  выполняют различные движения   в   положении   лежа   на животе, на боку и др.
  • По команде — хлопок в ладоши или удаp в бубен — дети встают с постели, быстро меняют одежду, а затем в течение 1—1,5 минут выполняют циклические движения умеренной степени интенсивности (бег, бег на месте, ходьба).
  • Особое внимание уделяется подбору дыхательных упражнений, дольку контрастные воздействия дыхательные пути осуществляются с помощью ритмичного спокойного литания или глубоких форсированных вдохов и медленного выдоха.
  • После этого следует перебежка в «теплое» помещение (игровое), в котором температура воздуха поддерживается в пределах 21—24° С.
Занятия, которые проходят в теплом помещении, направлены на поддержание у детей интереса к закаливающим процедурам и создание у них положительного эмоционального настроя.
На этом этапе предлагаются:
  • разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением для дополнительной тренировки голосового аппарата;
  • подвижные игры с включением заданий на развитие воображения;
  • разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, развивающих прежде всего координационные возможности; • различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентации в пространстве.
Возможно использование комнаты со спортивными снарядами и инвентарем для развития и укрепления свода стопы.
Этот инвентарь располагается так, чтобы все дети могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому.
Характер пребывания в «теплом» помещении в целом отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом, чтобы дети не перегревались, выполняя физические упражнения.

Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате от 1—1,5 мин. должно быть не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «Самолетики», «Перелетные птицы», «Спутники планет».

При проведении контрастного воздушного закаливания контраст температур должен увеличиваться только постепенно — от минимального, равного 3—4°С в начале проведения процедур до 15 °С у детей 4 лет и до 20 °С у детей 6 лет (спустя 2 месяца). Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Водные процедуры

Контрастное водное закаливание эффективнее воздушного, что обусловлено значительно более высокой теплоемкостью и соответственно более высокой охлаждающей способностью воды по сравнению с воздухом. Нами предложена следующая методика контрастного водного закаливания.
  • Закаливающая процедура осуществляется в помещении с температурой воздуха 24—25 °С и воды в бассейне +27—30 °С. Заходят дети в бассейн-ванну, прежде приняв теплый душ.
  • После непродолжительного плавания и игры в воде воспитатель-методист, проводящий закаливающую процедуру, обливает детей водой из шланга (в виде дождя), температура которой ниже, чем в бассейне. Процедура повторяется 5—6 раз. Общее время пребывания детей в бассейне 10—15 минут. Время увеличения контраста температур до максимального — около 1,5 месяцев и зависит от возраста детей и частоты проведения занятий в бассейне.
  • При наличии четырех душевых установок можно применять другой метод контрастного закаливания.
  • После плавания в бассейне дети принимают контрастный душ в двух рядом расположенных кабинах, поочередно переходя из одной в другую. Температура воды в первой кабине — +36—38°С, во второй — +32—33°С (пребывание в каждой — 29—30 сек.).
  • Через 7—10 дней разница температур увеличивается до 6—8°С для детей 3—4 лет и до 18—20°С для детей 5—6 лет. Причем высокой эффективности закаливания можно достичь только путем постепенного увеличения контраста температур.
  • Процедура заканчивается интенсивным растиранием банным полотенцем. При проведении водного закаливания следует неукоснительно соблюдать правило: проводить его не ранее чем через 30—40 мин. после еды.
Эффективность закаливания возрастает, если процедуры проводятся и в домашних условиях.

Целесообразно рекомендовать родителям в качестве закаливания контрастный душ.
Технически это выглядит следующим образом.
  • Ребенок встает под душ (температура воды — +34—36°С) на 30—35 сек., после чего его обливают из заранее приготовленной емкости водой, температура которой на 2°С ниже, чем вода в душе.
  • Затем процедура повторяется. Весь процесс занимает 4—5 мин.
  • Через 1—2 недели разницу температур воды увеличивают до 4°С и постепенно за 2 месяца доводят ее до 15—16°С.
  • Заканчивается процедура растиранием кожи ребенка махровым полотенцем.
Процедуры закаливания должны выполняться повседневным соблюдением «температурной гигиены», которая исключает перегревание и обеспечивает тонизирующее влияние изменения температуры окружающей среды.

Одним из обязательных условий любого вида закаливания следует считать создание рациональной температурной воздушной среды дома и в детском саду.

Для такой рациональной среды не подходит «комфортная» температуру которую нередко рекомендуют в некоторых руководствах и пособиях (количество вырабатываемого организмов тепла в этих условиях, особенно в состоянии ограниченной подвижности, эквивалентно теплоотдаче или несколько превышает ее).

Температура воздуха, которую следует постоянно контролировать по комнатному термометру, не должна превышать +20°С. Это обеспечивается проветриванием и регуляцией подачи тепла в батареи отопительной системы.

Сквозное проветривание до температуры +16°С и ниже в течение 5-6 мин. проводят 4—5 раз в отсутствии детей. При этом температура обычно восстанавливается через 20—30 мин.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar