Цели: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросам развития речи ребёнка и готовности к обучению в школе; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Хотим вас поздравить с переходом детей в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Наша группа называется речевой или логопедической.
Какие дети попадают в логопедическую группу?
Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств. А именно, работа с детьми проводится по следующим направлениям:
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Как организуется коррекционная работа в группе, расскажет учитель-логопед Оголихина Лариса Борисовна
Ваши дети посещают логопедическую группу. Эта группа предназначена для детей с ОНР. Такое логопедическое заключение ОНР Вы уже слышали во время обследования в ПМПК и по итогам обследования вашего ребенка и направили в логопедическую группу нашего дошкольного отделения.
Что такое ОНР? Различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте.
Какая же структура речевого дефекта у ребенка с ОНР?
Уровень речевого развития у всех детей разный. Какие нарушения в развитии всех компонентов речи встречаются
именно у вашего ребенка, Вы можете узнать индивидуально. Каждую среду я работаю во вторую половину дня до 6 часов вечера.
Как строится коррекционная работа в логопедической группе?
Вся работа делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.
На данный момент начался 1период обучения. Одна из задач данного периода – обследование детей логопедом. Оно длится 2 недели и с результатами можно познакомиться тоже в индивидуальном порядке.
Логопед проводит с детьми фронтальные занятия. Именно на этих занятиях идет работа по обогащению словаря в соответствии с лексической темой недели и работа по формированию грамматически правильной речи. А также
знакомим детей с понятием слово, слова бывают разные и обязательно что-то обозначают; слова делятся на части – слоги, узнаем, сколько слогов в слове (прохлопать, простучать, поднести ладонь к подбородку и др.) и соответственно, слова бывают короткие в 1 слог и длинные. Будем находить в словах звуки, определять первый ударный звук в слове.
На индивидуальных занятиях (с каждым ребенком эти занятия проводятся 2 раза в неделю) ведется работа по исправлению неправильного звукопроизношения: постановка, автоматизация и закрепление звуков.
Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Какова роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные
упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в
индивидуальном порядке. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Выступление воспитателей Волковой Татьяны Анатольевны и Хабаровой Ольги Васильевны
по рекомендации родителям «Подготовка детей к школе»
Подводя итоги прошедшего учебного года, выражаем искреннюю благодарность всем родителям за отзывчивость, неравнодушие, мастерство и активное участие в жизни нашей группы.
В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи, учителя – логопеда и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Хотим вас поздравить с переходом детей в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Наша группа называется речевой или логопедической.
Какие дети попадают в логопедическую группу?
Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств. А именно, работа с детьми проводится по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга);
- подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать
стихотворения, загадки, пословицы; - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи,
правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Как организуется коррекционная работа в группе, расскажет учитель-логопед Оголихина Лариса Борисовна
Ваши дети посещают логопедическую группу. Эта группа предназначена для детей с ОНР. Такое логопедическое заключение ОНР Вы уже слышали во время обследования в ПМПК и по итогам обследования вашего ребенка и направили в логопедическую группу нашего дошкольного отделения.
Что такое ОНР? Различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте.
Какая же структура речевого дефекта у ребенка с ОНР?
- Во-первых, нарушено звукопроизношение. Чаще всего нарушены свистящие звуки: С, З, Ц (эти звуки могут произноситься межзубно, смягченно, искаженно), шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) и соноры (Р,Л). У каждого ребенка картина нарушений звукопроизношения индивидуальна.
- Во-вторых, нарушено звукоразличение, или фонематический слух. Ребенку трудно услышать разницу в словах типа: уточка-удочка, горка-корка, бочка-почка. Ребенок затрудняется повторить правильный порядок слогов, типа: та-да, ка-га-ка. А также у детей с ОНР часто нарушается слоговая структура слова (перестановки слогов, замены, сокращение): радуга-рагуда, транспорт-тампост, виноград-агавад, самокаты-авакаты, кастрюля-квастюля.
- В-третьих, характерным для ребенка с ОНР является неточный, обедненный словарь. Например, по итогам обследования дети называют картинки: юбка-платье, свитер-кофта, брюки-штаны, короткий-маленький, поменьше, ботинки-сандали, кроссовки, валенки-сапоги; затрудняются назвать обобщающее слово: одежда-вещи, мебель-спальня, посуда-еда, есть-пить, овощи-еда, одежда-вещи, обувь-ноги. Или называют детенышей животных: у коровы-корок, корошечка, короночек, у собаки-собаченка, у курицы-курочка, у волка- уволочек
- Четвертый компонент – грамматический строй речи. Несовершенство грамматических процессов у детей с ОНР проявляется во время словоизменений, использования числа, рода и падежей. По итогам обследования выявлено неправильное употребление слов: 5 кук, много карандашов, много куклов, много шарей; дом-домы.
Уровень речевого развития у всех детей разный. Какие нарушения в развитии всех компонентов речи встречаются
именно у вашего ребенка, Вы можете узнать индивидуально. Каждую среду я работаю во вторую половину дня до 6 часов вечера.
Как строится коррекционная работа в логопедической группе?
Вся работа делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.
На данный момент начался 1период обучения. Одна из задач данного периода – обследование детей логопедом. Оно длится 2 недели и с результатами можно познакомиться тоже в индивидуальном порядке.
Логопед проводит с детьми фронтальные занятия. Именно на этих занятиях идет работа по обогащению словаря в соответствии с лексической темой недели и работа по формированию грамматически правильной речи. А также
знакомим детей с понятием слово, слова бывают разные и обязательно что-то обозначают; слова делятся на части – слоги, узнаем, сколько слогов в слове (прохлопать, простучать, поднести ладонь к подбородку и др.) и соответственно, слова бывают короткие в 1 слог и длинные. Будем находить в словах звуки, определять первый ударный звук в слове.
На индивидуальных занятиях (с каждым ребенком эти занятия проводятся 2 раза в неделю) ведется работа по исправлению неправильного звукопроизношения: постановка, автоматизация и закрепление звуков.
Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Какова роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные
упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в
индивидуальном порядке. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого
выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; - задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Выступление воспитателей Волковой Татьяны Анатольевны и Хабаровой Ольги Васильевны
по рекомендации родителям «Подготовка детей к школе»
- Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса
- Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. - Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение,
настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. - Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.
- Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи,принятые в школе, умению быть дисциплинированными.
- А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте
удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком.
Подводя итоги прошедшего учебного года, выражаем искреннюю благодарность всем родителям за отзывчивость, неравнодушие, мастерство и активное участие в жизни нашей группы.
В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи, учителя – логопеда и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.