Дошкольное отделение МБОУ "С(К)ОШ №11 г.Челябинска"
Главное меню
ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА / ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ / РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ / КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ  
 
 
   

Дидактическое пособие для детей подготовительной группы
«Алгоритм  составления характеристики  звука»


Данное дидактическое пособие разработано в соответствии с ФГОС ДО, в котором большое внимание уделяется предметно-пространственной среде, обеспечивающей возможность общения и совместной деятельности ребенка и взрослого.

Данное дидактическое пособие способствует развитию фонематических процессов и формированию навыков звукового анализу детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи, с помощью разных анализаторов: слухового, зрительного и осязательного. Таким образом, пособие  выполняет развивающую и обучающую роль, отвечая  всем требованиям развивающей среды:пособие содержательно, трансформируемо, вариативно, безопасно и доступно детям старшего и подготовительного к школе возраста.

У детей поэтапно накапливаются знания, формируется умение, а затем совершенствуется навык анализа и дифференциации звуков. Пособие способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания.

Цель: сформировать и совершенствовать навыки звукового анализа.

Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оборудование: схема с изображением алгоритма характеристики звука, плоские и объёмные опорные символы для описания акустических и артикуляционных признаков звука.

Описание:
  1. Гласный или согласный звук
Ребенок показывает на символы, изображенные в верхней части схемы,  определяя наличие преграды для выхода воздушной струи при произнесении определенного звука.
  1. Ударный или безударный гласный звук
Если звук гласный, то он ударный либо безударный. Ребенок пропускает данный шаг, если составляет  характеристику изолированного звука. Если же необходимо провести звуковой анализ слова, то этот ребенок определяет ударный звук в слове и ставит на схему соответствующий символ (молоточек / зачеркнутый молоточек)
  1. Мягкий или твердый согласный звук
Следуя по схеме, определив мягкий или твердый согласный звук ребенок  ставит соответствующий объёмный символ (мелкие камушки / кусочек меха). Ребенок озвучивает цвет, которым обозначается мягкий или твердый звук – зеленый и синий соответственно и ставит на схему символ данного цвета.
  1. Звонкий или глухой согласный звук.
Следуя далее по схеме, определив звонкий или глухой согласный звук ребенок  ставит соответствующий объёмный символ (звенящие бубенцы / шарики). Ребенок выставляет букву, которой обозначается данный звук на письме.


Таким образом, ребенок соотносит звук с символами, что позволяет задействовать все анализаторы: слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. Запускаются разные виды восприятия и памяти. Ребенок достаточно быстро овладевает навыками звукового анализа, что способствует в дальнейшем более  благоприятной адаптации при школьном обучении.


Дидактическое пособие «Алгоритм  составления характеристики  звука» может быть полезно воспитателям, логопедам, родителям, а так же студентам дошкольного отделения.
 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОСОБИЯ