Меню сайта

Сведения об обр.организации

Специалисты

Консультации педагогов


Психолог

Речь

Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.

Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие. В связи с выше сказанным очень важно наблюдать за развитием малыша, за его общением со взрослыми и сверстниками. При первых же тревожных симптомах, касающихся развития малыша, необходимо обратиться к специалистам (невропатологу, психиатру, логопеду, психологу). Важно не упустить момент и вовремя начать коррекционную терапию, так как в возрасте до 6 лет детски организм очень пластичен, что создает огромные возможности для воспитания, обучения и компенсации нарушенных функций с помощью других функций и систем организма.

Развитие речи в младенчестве. Младенчество является подготовительным этапом в развитии. В этом возрасте закладываются предпосылки понимания речи взрослых, активного употребления слов. Понимание речи взрослых (пассивная речь) усваивается быстрее чем самостоятельная (активная).Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но использование его связанно с необходимостью:

  • приобретения навыка пользования речевым аппаратом,
  • знакомства со словесными формами,
  • накопления содержания для речи,
  • установления содержания для речи,
  • установления социальных связей с окружающими, так как развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности в общении со взрослыми.

В первом полугодии первого года жизни младенец еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к интонации с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождается высказывание. Реагировать на слова ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-ом мес. жизни прекращает крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием, В 7-8 месяцев поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого "где?", выполняет разученные движения при их назывании взрослыми ("ладушки","до свидания"). В 9 месяцев ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения. Примерно в 9-10 месяцев малыш понимает элементарные поручения ("дай маме ложку" и т. п.) В 10-11 месяцев ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого.

На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях. Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На 3 месяцах жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 месяцев гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 месяце малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности. На 5-6 месяце ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения" ему своих желаний. После 6 месяцев в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке). После 10 месяцев в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов:

  • жестов,
  • мимики,
  • звуков.

Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов.



Чем занять ребенка летом. Советы психолога
Вход на сайт

Поиск

Родителям

Качество образования
Powered by BannerFans.com

Наши группы

Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика
Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска» дошкольное отделение© 2020
Используются технологии uCoz