Дошкольное отделение МБОУ "С(К)ОШ №11 г.Челябинска"
Главное меню
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи детей с ОНР
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0
Дети дошкольного возраста практически усваивают грамматический строй языка. Без усвоения этих практических правил невозможно научить детей составлению рассказа, т.к. усвоение лексико-грамматического строя языка является основой в обучении детей связной речи.

Умение изменить, т.е. оформить грамматически правильно слово в словосочетании необходимо для того, чтобы составить предложение, а из предложений рассказ.

Формы организации по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи могут быть различными:
  • занятие с основной задачей по развитию правильной речи;
  • часть любого занятия по 3-5 минут;
  • специально созданные речевые ситуации в повседневной жизни: дежурство, умывание, игры и т.д.
Развитие грамматического строя осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словаря.

Последовательность знакомства со словоизменением частей речи

Работа по развитию грамматического строя начинается со знакомства с именами существительными, т.к. на основе изменения существительных изменяются другие части речи.

Прилагательное изменяется по родам, числам, падежам: синее яблоко, синий карандаш, синяя шапка, синие кубики; существительное + глагол по родам и числам: Миша идет. Миша пришел. Маша пришла.

Работу над изменением существительных лучше начинать с В. падежа. Что взял Алеша? – чашку, шар, ложку, затем следует изучить значение дательного и творительного падежа.

Целью таких занятий будет: научить детей составлять предложения их 4-х слов. Что гладит бабушка? Бабушка гладит платье. Чем гладит платье бабушка? Бабушка гладит платье утюгом. Кому гладит платье утюгом бабушка? Бабушка гладит платье утюгом внучке.

Вначале вопрос задается со всеми словами, входящими в предложение, а затем, когда дети усвоят конструкцию предложения, вопросы нужно задавать сокращенными, а ответ полным предложением. Чем гладит платье бабушка? Кому гладит платье бабушка?
И только после этого необходимо приступать к знакомству некоторых значений Р. и П. падежей, с предложными конструкциями, образованными на основе этих падежей.

Глагольную лексику дети усваивают постепенно, вначале они усваивают глаголы в неопределенной форме пить, дать, повелительном наклонении иди, дай, неси. Знакомить детей с глаголами прошедшего времени нужно после усвоения ими падежных форм существительных. На материале глаголов прошедшего времени в речь легко вводятся родовые (мыл-мыла) и числовые формы изменения глаголов (мыл-мыли).

Введение в речь глаголов разного вида (рисует-нарисовал) лучше всего начать после работы над глагольными приставками, используя прием «действие-речь».

«Дом»- мальчик идет домой, подошел к дому, вошел в дом, положил сумку и вышел из дома, он пошел гулять, мальчик далеко отошел от дома.

Постепенно дети подводятся к изменению существительных во множественном числе, используя в речи ту же последовательность конструкций предложений, чаще всего это закрепляется на занятиях по математике, рисованию (рисовал деревья красками). К четырем машинам прибавить еще одну машину получиться пять машин.

И так, чем больше форм получает одно и то же слово, даваемое в различных словосочетаниях, тем эффективнее происходит усвоение грамматического строя языка в целом.

Правильное употребление предлогов в речи

При обучении детей пользоваться предлогами в речи важно предлог интонировать на столе, со стола, к столу, под столом.

Во всех предложных конструкциях воспитатель вначале подводит ребенка к употреблению предлога по аналогии у чего? - у машины колесо; на чем? в чем? от чего? над чем? под чем?

В первую очередь необходимо, чтобы дети поняли разницу между предлогами в-из, на-с, за, из-за, под, из-под.

Упражнения в использовании предложных конструкций проводятся по демонстрации действия ребенком при выполнении поручения: встань у стола, подойди к столу, положи карандаш под книгу, на книгу, у книги и т.д. можно создать игровую ситуацию «Утро в кукольном доме», «К кому подошла собачка? К Кате. Что сделала Катя? Катя взяла собачку за лапу.

На занятиях по обучению детей употреблению предлогов обязательно указывать на пространственное расположение предлогов где? куда? откуда? когда дети усвоят предложные конструкции, различение предлогов, можно задавать эти вопросы. Где лежит кубик? Откуда пришел Миша? Куда идет Нина?

Развитие связной речи

Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению составлять разные виды сложного предложения при этом хорошо использовать вопросно-ответную форму, где на первых этапах требуется проговаривание второй части, которая является ответом на поставленный вопрос «Почему Миша сидит грустный?- потому что устал».

Нужно научить детей выражать в речи временные, целевые и причинные синтаксические отношения (отвечать на вопросы когда? с какой целью? почему? зачем?). Для чего Маша надела пальто? Маша надела пальто для того, чтобы пойти гулять на улицу.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar