Консультация учителя-логопеда
- Обучение и развитие речи в общении с родителями - учитель-логопед Оголихина Л.Б.
- Готов ли Ваш ребенок к школе? - Абрамчук Т.А., учитель-логопед
- Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей - учитель-логопед Никулкина Г.Ю.
- Как учить стихи c ребёнком... - Клетрова Е.П., учитель-логопед
- И тогда ребенок будет говорить хорошо - Клетрова Е.П., учитель-логопед
Артикуляционная гимнастика для девочек
Артикуляционная гимнастика для мальчиков
Сказка о Веселом язычке
Произношение звуков связано с работой мышц губ, языка, нёба. Для правильного произношения нужны сильные, упругие, подвижные органы артикуляции. Артикуляционная гимнастика-это упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом к постановке звуков.Артикуляционная гимнастика для мальчиков
Сказка о Веселом язычке
Родители часто сталкиваются с нежеланием малышей каждый день выполнять зарядку для язычка, так как эта работа для них скучна и монотонна. Дети дошкольного возраста не имеют достаточной мотивации к исправлению недостатков речевого развития. Предложенные учителями-логопедами дошкольного отделения варианты артикуляционной гимнастики помогут привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, помогут превратить эти занятия в увлекательную игру.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
- Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
- Движения выполнять неторопливо, ритмично, чётко.
- Помните, гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Лучше всего гимнастику выполнять 3-5 минут несколько раз в день.
- Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас всё получится.
Есть развивающие речевые игры, в которые можно играть между делом и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди, в транспорте или дорожной пробке.
Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только родительское желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному.
- Какой?
Для обогащения речи именами прилагательными.
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
- Что могут делать…?
Игра для увеличения запаса глаголов.
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
- Слова наоборот
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
- Слова-товарищи
Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
- Один – много (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога — ноги, окно — окна.
- Назови ласково (также можно играть с мячом)
Например: стол — столик, палец – пальчик и т.д.
- Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
- Объясни
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?
- Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
- Игра «Волшебный мешочек»
Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей. Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать. Эта игра позволяет ребёнку усвоить окончание существительных в дательном падеже, выстроить предложение.
- «Сочиним сказку»
Взрослый предлагает идею сказки, а ребенок выстраивает ее сюжет. Все предложения в истории должны быть развернутые. Это может быть не обычная сказка, с фантастическими героями, она может не закончиться в один день, ее можно продолжать несколько дней. Главное, чтобы ребенок пробовал выстраивать сюжет и предложения самостоятельно. Более простой вариант: сказка на новый лад. Взрослый рассказывает детям известную сказку, а дети придумывают другой конец или добавляют других героев и т.д. Сочинительство помогает детям научиться выстраивать предложения, развивать фантазию и память.
- Игра «Журналист»
Детям предлагается побыть журналистами. Они могут взять интервью у любого члена семьи или друзей. Вопросы необходимо задавать любые: от самых простых (чем ты занимаешься сейчас, а чем займешься позже? и т.д.), до самых сложных (кем бы ты хотел стать в будущем, почему тебе нравится твоя профессия? и т.д.). Для начала необходима помощь взрослых. Эта игра позволяет сформировать у ребенка навык правильного построения вопросов и ответов, психологическую устойчивость в общении взрослый – ребенок, ребенок- ребенок, умение правильно вести диалог.
Таким образом, для того, чтобы ваш ребёнок научился логично и связно излагать свои мысли чаще играйте с ним в речевые игры.
Обогащайте словарь ребёнка, описывайте предметы, явления, людей, природу и пр.
Обогащайте словарь ребёнка, описывайте предметы, явления, людей, природу и пр.