Дошкольное отделение МБОУ "С(К)ОШ №11 г.Челябинска"
Главное меню
Речь
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0

Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.

Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие. В связи с выше сказанным очень важно наблюдать за развитием малыша, за его общением со взрослыми и сверстниками. При первых же тревожных симптомах, касающихся развития малыша, необходимо обратиться к специалистам (невропатологу, психиатру, логопеду, психологу). Важно не упустить момент и вовремя начать коррекционную терапию, так как в возрасте до 6 лет детски организм очень пластичен, что создает огромные возможности для воспитания, обучения и компенсации нарушенных функций с помощью других функций и систем организма.

Развитие речи в младенчестве. Младенчество является подготовительным этапом в развитии. В этом возрасте закладываются предпосылки понимания речи взрослых, активного употребления слов. Понимание речи взрослых (пассивная речь) усваивается быстрее чем самостоятельная (активная).Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но использование его связанно с необходимостью:

  • приобретения навыка пользования речевым аппаратом,
  • знакомства со словесными формами,
  • накопления содержания для речи,
  • установления содержания для речи,
  • установления социальных связей с окружающими, так как развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности в общении со взрослыми.

В первом полугодии первого года жизни младенец еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к интонации с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождается высказывание. Реагировать на слова ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-ом мес. жизни прекращает крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием, В 7-8 месяцев поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого "где?", выполняет разученные движения при их назывании взрослыми ("ладушки","до свидания"). В 9 месяцев ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения. Примерно в 9-10 месяцев малыш понимает элементарные поручения ("дай маме ложку" и т. п.) В 10-11 месяцев ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого.

На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях. Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На 3 месяцах жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 месяцев гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 месяце малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности. На 5-6 месяце ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения" ему своих желаний. После 6 месяцев в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке). После 10 месяцев в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов:

  • жестов,
  • мимики,
  • звуков.

Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar