Дошкольное отделение МБОУ "С(К)ОШ №11 г.Челябинска"
Главное меню
Критерии нормы и задержки речевого развития
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0
Овладение речью - это сложный, психический процесс; её появление и развитие зависят от многих факторов.
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.

Большую роль в развитии речи играет речевая среда-общение с окружающими его взрослыми и сверстниками.

1. К концу 1-го года  развивается понимание речи, словарный запас от 5 до 15 слов, развивается зрительное и слуховое сосредоточение (прислушивается к звукам речи). 
Ребенок произносит  звуки – А, У, И, М, П, Б, Н, Т, К.

2. После полутора лет появляется фразовая речь!

3.  К концу 2-го года  ребенок начинает пользоваться двухсловными предложениями (« Мама, би-би»). Словарный запас от 50 до 200 слов.
Дети четко начинают произносить звуки – А, У, И, О; М, П, Б, Н, Т, Д, К, Г. Отмечается смягченное произнесение отдельных согласных, пропуски звуков, упрощение слоговой структуры слов.
Интенсивно развивается понимание речи, ребенок подражает речи взрослых.
До 2,5 лет словами можно считать не только полноценные (к примеру, «мама»), но и «малышковые» слова «би-би», «куп-куп» и прочие. 
Если ребенок в возрасте 2,5 лет еще не пытается строить фразы из трех-четырех слов, это является поводом для волнений и обращению к специалисту!

4. К концу 3 года  возрастает понимание речи, словарный запас возрастает в 3-4 раза (от 150 до 800 слов), пользуется существительными (60%), глаголами (25%), прилагательными (12%), местоимениями и предлогами. В речи начинают использовать простые и сложные предложения. Дети четко начинают произносить звуки – А, У,  И,  О,  Ы,  Э;  М,  П,  Б,  Н,  Т,  Д, В, Ф, К, Г, Х , Ль, Сь, Зь.
Если к 3 годам ребенок говорит всего 10-15 слов, не связывает слова во фразы, необходимо обратиться к специалисту!
Допускается смягченное произношение отдельных согласных, пропуски трудных звуков, упрощение слоговой структуры слов.

5. К концу 4 года ярко проявляются различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением  почти всех звуков, у других она может быть недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных. В речи дети активно используют существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, пользуются  распространенными сложными предложениями.
Появляются зачатки монологической речи. Словарный запас достигает 2000 слов.
Развивается грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, согласование частей речи Дети учатся овладевать обобщающими понятиями. Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, сказки.
Дети должны четко произносить следующие звуки - А, У, О, И, Ы, Э, М, П, Б, Н, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф, Ль, С, З, Ц, начинают появляться шипящие звуки: Ш,Ж,Щ).

6. К 5-ти годам случайных нарушений речи, которых пройдут сами по себе, уже быть не может!
Дети овладевают  монологической речью. Развивается грамматический строй речи (согласование частей речи, словообразование, словоизменение), связная речь. Дети владеют обобщающими понятиями, пользуются  простыми и сложными предложениями, в речи используют существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей сохраняется структура  многосложных слов.

7. К 6-ти годам звуки родного языка практически полностью произносятся без ошибок. Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы, как  смазанное произношение слов и фраз, нечёткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи.
Дети способны узнавать на слух присутствует ли  тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, выделять позицию звука в слове.
Недоразвитие связной речи, слабая речевая активность, сниженные любознательность, коммуникабельность и эмоциональность явно говорят о задержке речевого развития. Такому ребенку срочно требуется комплексное обследование у специалистов и незамедлительная помощь.
К концу 6 года – словарный запас достигает до 3000 слов.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar